Новинки в законодательстве о маломерных судах в 2019 году

27 мая 2019

С 2019 года изменились Правила прохождения шлюзов маломерными судами. Сейчас нет необходимости идти в ФГБУ «Канал имени Москвы» с полным пакетом документов. По правилам шлюзования достаточно подать заявку по телефону за полтора часа. Процедура действовала уже в прошлом году, но процесс прохождения быстрее от этого не стал. Переход с 1 по 6 шлюз занимал почти целые сутки - с утра и до раннего утра. По правилам запускают сначала пассажирские, потом грузовые и в последнюю очередь - маломерные суда. В московском бассейне принимают круглосуточно, но лучшим временем для прохождения шлюзов маломерами так и остается 7 утра.

Несмотря на то, что статистика штрафов по сравнению с прошлыми годами улучшилась, законопроект об их десятикратном увеличении в настоящее время находится в Государственной Думе во втором чтении. Если его примут, то за отсутствие регистрации судна придётся заплатить 15000 - 20000 рублей. А управление судном без прав обойдется в 10000 – 15000 рублей.

Владельцам баз-стоянок рекомендуется обратить внимание на наличие оригинала судового билета у клиентов. Шкиперам быть внимательными, принимая в управление чужую яхту. Доверенность на управление должна быть нотариальная. Рукописная доверенность, или, тем более, ее полное отсутствие, инспектора ГИМС при проверке может не устроить. Доверенность, заверенная третьим лицом, например, яхт-клубом, не принимается. На практике в 2018 году в Московском бассейне относились лояльно к наличию рукописной доверенности. Однако во избежание потери времени лучше иметь на борту нотариально заверенный документ с указанным перечнем допустимых действий.

Отменена залоговая стоимость на временно ввозимые суда. Раньше при заходе иностранного судна на территорию РФ требовалось оплатить обеспечительный платеж. Его размер примерно соответствовал сумме таможенной пошлины на судно. В случае, если лодка оставалась на территории РФ, сумма превращалась в пошлину и оставалась у государства. С 30 января 2019 года эта процедура упразднена. Речь идет о судах под флагом. Судно без флага считается товаром, ввозимым для реализации. Управлять судном может иностранец (декларант) по доверенности. Если за штурвалом стоит гражданин России, стоит учитывать некоторые тонкости. Свою собственность гражданин РФ ввезти не может. Только чужое судно на основании чартерного договора.

Исключено бесплатное водопользование. На сегодняшний день предоставление водных объектов в пользование осуществляется по итогам аукциона или по решению контролирующих органов с подписанием соответствующего договора. Без аукциона получить по договору водный объект в пользование имеет право льготная категория граждан. Также без аукциона водные объекты по договору доступны для организации пляжа, физкультурно-спортивной, оздоровительной деятельности, санаторных и транспортных целей, функционирования причальных сооружений. Заключение договора без аукциона обязывает иметь в собственности прилегающий земельный участок, тогда как для участников аукциона наличие земельного участка не обязательно.

Изменена процедура регистрации плавучих объектов. Если раньше понтоны регистрировали в ГИМС, то теперь эта процедура находится в юрисдикции «Канала имени Москвы». Для оформления объекта необходимо, после снятия с учета в ГИМС, получить свидетельство о его соответствии требованиям Российского речного регистра. И после этого обратиться с пакетом документов в отдел регистрации «Канала имени Москвы» для постановки на учет плавучего объекта.