Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ)

ГМССБ (GMDSS) - глобальная морская система связи при бедствии, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи. Система разработана членами Международной морской организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи. Все суда, попадающие под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море (SOLAS) должны полностью соответствовать требованиям ГМССБ.

ГМССБ состоит из следующих элементов:

  • Система спутниковой связи Inmarsat
  • Система спутниковой связи COSPAS-SARSAT
  • Система наземной радиосвязи Морской подвижной службы в диапазонах ультракоротких волн, сантиметровых/промежуточных волн и коротких волн
  • Система передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и другой срочной информации в режиме узкополосной буквопечатающей связи (NAVTEX)
  • Радиолокационное обнаружение

Система спутниковой связи Inmarsat включает в себя береговые станции спутниковой связи CES, которые располагаются в различных местах и позволяют осуществлять выход в другие сети связи и Internet путем коммутации судовых станций спутниковых связей SES и четырех спутников, находящихся над экватором на расстоянии от поверхности земли порядка 36 000 км. Спутники покрывают практически всю поверхность Земли, за исключением районов выше 70° северной и южной широты, тем самым ограничивая связь на полюсах Земли. По функционалу спутники Инмарсат — это ретрансляторы, которые обеспечивают двустороннюю связь между судном и берегом посредством ретрансляции полезного сигнала с судна на береговые станции, и там по каналам связи до абонента и обратно. Также они обеспечивают прием сообщений от аварийных радиобуев системы Инмарсат, ведущих передачу на частоте 1,6 ГГц (в отличие от них, АРБ Коспас-Сарсат работают на частотах около 406 МГц, а АРБ УКВ - в УКВ-диапазоне), и через наземные узлы связи эта информация поступает в координационный центр спасательной службы. В направлении берег-судно спутники ведут трансляцию циркулярных сообщений, которые могут быть как аварийные, так и общего назначения. Радиообмен между судами и спутниками системы Инмарсат происходит на частотах 1.6 ГГц (uplink), 1.5 ГГц (down), между спутниками и берегом - 6 и 4 ГГц соответственно (up/down). Такой частотный диапазон выбран для передачи данных в связи с его устойчивостью к различным состояниям атмосферы и времени суток.

COSPAS-SARSAT - это международная космическая система поиска и спасения терпящих бедствие судов. Сама система состоит из пункта приема информации на суше, спутниковой группировки и непосредственно самих аварийных радиобуев, находящихся на судне и срабатывающих при аварийных ситуациях. Система передачи аварийного сигнала строится на приеме его спутником и передаче на пункты приема информации, а также с помощью записи данного сигнала в память спутника для последующей его ретрансляции в службу спасения. Слабым местом в системе Cospas-Sarsat является отсутствие полного покрытия поверхности Земли и ожидание подлета спутника к месту работы аварийного радиобуя может составлять до 2-х часов, впоследствии спутнику необходимо попасть в зону видимости пунктов приема информации и передать информацию с АРБ, что тоже занимает время. В отличие от этого, в системе спутниковой связи Inmarsat при нахождении АРБ в зоне видимости спутника, сообщение передаётся практически сразу. АРБ имеет встроенный маломощный передатчик, работающий на частоте 121,5 МГц, которая является международной авиационной частотой, использующейся для ориентации поисковой группировки на цель.

Система наземной радиосвязи Морской подвижной службы работает в следующих частотных диапазонах:

  • ультракороткие волны;
  • сантиметровые/промежуточные волны;
  • короткие волны.

Данная система используется в цифровом избирательном вызове (DSC). Она была реализована взамен несения слуховой вахты на частотах 500,2182 кГц и 156,8 МГц (16 канал УКВ), а также в КВ-диапазонах. Передача сигналов ЦИВ происходит на специально выделенных частотах для аварийной и общественной радиосвязи. Центральный избирательный вызов служит для посыла информационного сигнала одному абоненту или группе абонентов, который содержит в себе информацию о потребности выхода на радиосвязь со станцией, пославшей сигнал. Дальше коммутация между станциями происходит на УБПЧ или по радиотелефону, на частотах, отведенных для этих целей. В аварийных сообщения отправляются следующие данные: идентификатор судна (MMSI), координаты судна, время, причина посыла аварийного сигнала и последующие способы связи с судном.

Система Navtex предназначена для передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и других срочных извещений. Система является международной автоматизированной и поддерживается рядом стран в области сотрудничества по ГМССБ. Navtex состоит из береговых станций, работающих на частотах 518 кГц, и судовых приемников. Работа между станциями и приемниками ведется на английском языке и осуществляется по расписанию. Navtex является частью Всемирной службы навигационных предупреждений и ведет свое вещание в прибрежных районах, в непосредственной близости от стационарных станций. Как и любая дальность радиоканала, расстояние, на которое передается информация по системе Navtex, зависит от чувствительности приемника, мощности передатчика на базовой станции, высоты расположения антенны, а также других дополнительных факторов, и не превышает дальность от базовой станции в 400 миль. При нахождении судна на расстоянии, превышающем дальность действия системы, навигационная, метеорологическая и другая информация передается по каналам связи через Inmarsat, или с помощью УБПЧ на отведенных для этого каналах на частотах в КВ диапазоне.

Радиолокационное обнаружение основывается на работе радиолокационных станций в районе бедствия и засветке объектов и сигналов, попадающих в действия луча станций. Для этого помимо АРБ и системы Инмарсат и Cospas-Sarsat, а также УКВ ЦИВ на 70-м канале, в системе ГМССБ предусмотрена работа радиолокационного ответчика, работающего в диапазоне 2,3 см. Такой ответчик при облучении дает на мониторе РЛС засветку в виде последовательности точек или дуг в направлении обратного пеленга от направления на радар. Тем самым обозначается местонахождение радиолокационного ответчика.

Правила РМРС конкретизируют состав радиооборудования ГМССБ на борту в соответствии с районом плавания:

Оборудование А1 А2 А3 А4
УКВ-радиоустановка с ЦИВ + + + +
УКВ-радиостанция портативная + + + +
Приемник NAVTEX + + + +
РЛО + + + +
АРБ + + + +
ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ + + +
Судовая спутниковая станция Inmarsat + +