Рекомендации по выбору ЭКНИС


ЭКНИС - (Электронно-Картографическая и Навигационно-Информационная Система)
ECDIS - (Electronic Chart Display and Information System)
ЭКС - (Электронно-Картографическая Система)
ECS - (Electronic Cartographic System)

Для того, чтобы разобраться в большом количестве различных Электронно-Картографических Систем, предлагаемых на Мировом рынке, мы предлагаем обратить Ваше внимание на нижеследующие факторы, которыми следует руководствоваться, при выборе той или иной Системы.

I. Понятие ECDIS включает в себя Три основных составляющих:

1. Компьютер в Морском исполнении Одобренного типа с соответствующим Сертификатом, выдаваемым специальным Надзорным Органом (в России это Российский Морской Регистр Судоходства - РМРС).

2. Сертифицированное Программно - Математическое Обеспечение, отвечающее всем соответствующим Требованиям IMO, IEC & IHO.

3. Векторные Карты - только от Официальных Производителей, какими являются Национальные Государственные Гидрографические Службы (Департаменты) или иные Организации, уполномоченные на то Правительствами соответствующих Государств.

Примечание:

  • в ECDIS допускается использование Растровых карт, но только в том случае, когда не обеспечивается полное покрытие предстоящего рейса Официальными Векторными картами (данными).
  • Счисления пути судна по Растровой карте необходимо дублировать на Бумажной карте. (См. так же ниже в разделе Электронные карты).
  • Отсутствие хотя бы одной из вышеизложенных составляющих не даёт права ни одной Системе называться ЭКНИС / ECDIS.

II. Основные принципы выбора ЭКНИС / ECDIS:

Прежде всего, при выборе ЭКНИС/ECDIS, надо помнить, что любая Система состоит из двух главных неразрывных частей:

  • Непосредственно сама Программа;
  • Электронные карты, с которыми может работать выбранная Вами система.

Как вы понимаете, одна Программа никому не нужна и карты сами по себе - то же.

Программа:

1. Интерфейс Программы. Удобство Главного Меню, его наглядность и расположение (в виде Набора кнопок по краю экрана или наличие постоянного Меню). Можно ли включить любую функцию Программы одним нажатием, или для этого надо выполнить ряд последовательных действий, что в свою очередь приводит к потере Оперативности при работе с Программой, это становится особенно важным в условиях Экстремальной Навигации.

2. Какие и сколько Навигационных Приборов (Датчиков) можно подключить к компьютеру. Например, наличие интерфейса для САРП, АИС, Компаса, Лага, Эхолота, Авторулевого и так далее.

3. Количество Навигационных Функций реализованных в выбранной Вами Программе и обеспечивают ли они Мореплавателю выполнение решения всех ежедневных задач по Судовождению, например:

  • наличие функции выполнения Предварительной Прокладки;
  • возможность Автоматических и Ручных записей в Судовой Журнал;
  • возможность наложения на карту и сохранения в отдельном файле своей собственной информации (Площади, Линии или Точечные Объекты), так называемый Пользовательский Слой (User Layer);
  • наличие в программе Базы Данных Таблиц Приливов;
  • Счисление, эта функция особенно важна, так как обеспечивается постоянное определение места судна по двум разным навигационным системам с отображением соответствующих символов на электронной карте.

4. Наличие в Программе Системы Предупреждений:

  • о приближении к Точке Поворота;
  • к Опасности с глубиной, равной или меньшей, чем Безопасная Глубина, устанавливаемая Мореплавателем;
  • к району с Особыми Условиями Плавания;
  • к району с Опасными Глубинами;
  • о нарушении связи с внешними Навигационными Системами;
  • и так далее.

5. Качество Функций:

  • Быстрота Доступа к тем или иным Функциям. Другими словами, сколько надо сделать нажатий на кнопки для того, что бы включить или выключить необходимую функцию.
  • Удобство ввода соответствующих параметров для решения тех или иных Навигационных задач. Например, ввод Пеленгов и Дистанций, измеренных внешними приборами (Визуальный Пеленг с репитера Гиро компаса и Дистанция с Радара) для определения Обсервованного места суда с постановкой соответствующего символа.
  • Наличие всей необходимой информации в окне функции для обеспечения постоянного и полного контроля за её работой.

Электронные Карты:

Прежде всего, необходимо знать, что все Электронные карты делятся на две Основные группы:

1. Векторные Карты (Vector Charts).

2. Растровые Карты (Raster Charts).

Все Навигационные Программы, соответственно, делятся на 3 группы по типу карт, с которыми они могут работать:

1. Векторные Системы.

2. Растровые Системы.

3. Смешанные Системы с возможностью использования как Векторных, так и Растровых карт. Здесь следует Особо Предупредить пользователей таких Систем о том, что Ваш ECDIS будет всякий раз автоматически превращаться в обыкновенную Электронно - Картографическую Систему (ЭКС / ECS), как только счисление пути Судна перейдёт с Векторной карты на Растровую и Вы должны будете, начиная с этого момента, дублировать всю прокладку на обыкновенной Бумажной карте до тех пор, пока счисление снова не перейдёт на Векторную карту.

Главное отличие Векторных карт от Растровых заключается в том, что Векторная карта имеет свою собственную Базу Данных с Описанием и Координатами Географических Объектов. База Данных позволяет соответствующей Программе:

  • Решать такие Задачи Безопасности как приближение к Опасным Подводным Объектам (затонувшие Суда, Подводные Препятствия, Сооружения и так далее с глубинами над ними равными или меньшими чем Безопасная Глубина, устанавливаемая Мореплавателем);
  • изменять размер различных Символов карты (Тексты, Средства навигационного Оборудования, отметки Глубин);
  • выделять Опасные Объекты;
  • удалять с экрана, по усмотрению оператора), Неопасные Объекты;
  • изменять состав Информации на карте.

Не смотря на официальное разрешение, категорически НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ совместное использование Векторных и Растровых карт, так как это прямой путь к возможной аварии.


Рекомендации подготовлены: Пётр Татаринцев, Капитан Дальнего Плавания, доцент кафедры «Судовождение» ГМА им. Адмирала С.О. Макарова